Недавно три ведущих галереи современного искусства – "Галерея Марата Гельмана ", "Айдан-галерея " и XL галерея – объявили об изменении своей деятельности и фактически ушли с арт-рынка. Это в очередной раз свидетельствует о том, что российский рынок искусства так и не сложился.
При этом в Петербурге существует более 100 галерей, в которых продаются различные произведения искусства. Около 10-15 галерей можно считать галереями современного искусства (СИ). Правда, граница между СИ и просто искусством четко не определена. Она чаще всего определяется самими игроками рынка – например, члены петербургской Ассоциации галерей актуального искусства считают себя деятелями СИ, не признавая таковыми другие галереи. В ассоциацию входят AL Gallery, Anna Nova Art Gallery, АRT re.FLEX Gallery, Dmitriy Semenov Gallery, Frants Gallery Space, Kremlin Gallery, Lazarev Gallery, Marina Gisich Gallery, Modernariat.
В этих условиях многие галереи начинают заниматься более проверенными именами – в Петербурге наиболее продаваемыми стали картины нонконформистов 70-80 годов и работы художников, имевших отношение к "Новой Академии" Тимура Новикова.
Владелица и арт-директор галереи "Матисс Клуб" Юлия Бородина считает, что на рынке наблюдается "абсолютная паника": "Мы существуем 10 год и если бы нас не поддерживали другие бизнесы – багетная мастерская, мастер-классы – было бы не выжить".
Она рассказала, что "для того чтобы делать все то что она хочет, галерея должна зарабатывать порядка миллиона рублей в месяц".
Для многих галерей главная статья расходов – это аренда помещения. "В нашем случае помещение в собственности. – говорит Юлия Бородина. – Но у нас ипотечный кредит, что приравнивается, по сути, к аренде". При этом она утверждает, что основной доход галереи – продажа картин.
"Я с удовольствием занимаюсь неформальным искусством Ленинграда 70-80-х годов. Сейчас это востребовано, я бы даже сказала модно.- говорит она о том, какие картины продаются в ее галерее. - Работы арефьевского круга стоят от 10 до 20 тыс. долларов, работа Тимура Новикова - 30 тыс. евро".
Юлия Бородина рассказала, что в США подобные работы стоят в сотни раз дороже и поэтому клиенты здесь видят инвестиционную привлекательность.
Однако не все галереи находятся в одинаковых условиях: "В галерейном бизнесе есть галереи, которые зарабатывают, и те, кто существует на деньги спонсоров, может быть это и господдержка. Я знаю женщин галеристок, которых поддерживают их мужья".
При этом заниматься исключительно современным искусством опасно: "Нас нельзя отнести полностью к разряду contemporary art в силу экономических причин – это определенный риск. Если экономическая ситуация будет нестабильной, у галерей, которые занимаются только современным искусством, меньше шансов выжить ".
Государство почти не помогает арт-рынку. Правда, у Юлии Бородиной был опыт работы с государством: "Это был 2009 и 2010 годы. Существовала официальная программа поддержки безработных граждан. Центры занятости приглашали работодателей, которые готовы были открыть у себя рабочие места. И в течение трех месяцев государство платило зарплату".
Галерея наняла несколько безработных художников, а их картины оставила себе.
Генеральный директор галереи "Арт Вояж" Елена Гуляко рассказала, что "есть две стратегии – массовая и брендовая. Я выбрала брендовую – я создаю цену произведению искусства".
"Я не искусствовед. Я беру информацию у ведущих искусствоведов страны – например, у главы отдела новейших течений Русского музея Александра Боровского, к мнению которого только я и прислушиваюсь". – добавила она.
"Моя задача заработать деньги", - сообщила она и рассказала, что продает картины 50-60-х, 70-60-х годов. Также она занимается картинами своего мужа - художника абстракциониста.
Елена Гуляко сообщила, что самая дорогая картина, которую она продавала, стоила около миллиона рублей. При этом она утверждает, что зарабатывает "раз в два месяца около пятисот тысяч рублей".
При этом ей не нужно тратиться на аренду помещения – она снимает маленький офис: "Я провожу продажи, делая единовременные акции в мастерских художников. Продвигаю их через социальные сети. Собираю до 150 человек единовременно".
Она тоже считает, что сейчас наиболее рискованный бизнес – это галереи современного искусства.
"Если мы говорим о концептуальном современном искусстве. – пояснила она. – То не пришло еще время. Галерист, который хочет открыть галерею современного искусства, заведомо просчитывает свои потери на 5-7 лет. – резюмирует Елена Гуляко. – Если нет выхода на окупаемость после 7 лет, тогда нужно закрываться".
так им и надо, потому что искусство не может продаваться)))