Равноправие и единство всех народов вне зависимости от их вероисповедания испокон веков было одним из поводи гордости народов Кавказа, считает предприниматель, меценат и поэт Михаил Гуцериев. Дагестан с его населением, среди которых можно встретить представителей более 110 национальностей, и вовсе был образцом братства и дружбы народов, а теперь какие-то люди превращают регион в "источник антисемитизма и насилия", передает слова Гуцериева "Московский Комсомолец".
Единственными источниками знаний об антисемитизме на Кавказе служили рассказы приезжих, статьи в газетах и книгах, но никак не личные примеры, отмечает писатель.
Оставившими след в истории проявлениями агрессии, направленной против евреев на Кавказе, были вылазки отдельных дивизий белых войск во время Гражданской войны. Но сегодняшние многотысячные акции устрашения евреев выходят за рамки нашего понимания Дагестана и всего Кавказа - регионов, добросердечием и здравомыслием народов которых мы всегда гордились,
— выражает свое недоумение Гуцериев.
По мнению бизнесмена, события, отсылающие к погромам времен фашистской Германии, просто не могли случится на "земле мира", на родине автора легендарной песни "Журавли" Расула Гамзатова, который воспел саму борьбу с проявлениями фашизма.
Для Гуцериева эскалация на Ближнем Востоке и связанная с нею гибель тысяч мирных жителей отдается болью в сердце. Ни в чем не повинные женщины и дети, по сути, стали жертвами политических разборок с обеих сторон, отмечает писатель.
Я разделяю эту боль, но не могу найти ни одного оправдания произошедшему 29 октября в Дагестане. Более того, я глубоко убежден, что зло, позорно прикрывающееся благородными лозунгами справедливости и защиты ближних, заслуживает еще большего порицания и сурового наказания,
— высказывает свою позицию предприниматель.
Злоумышленники, штурмовавшие аэропорт "Уйташ" в Махачкале из антисемитских побуждений, не имеют права более говорить от лица народа Дагестана, подчеркивает Гуцериев. Точно так же экстремисты и радикальные иудеи не могут служить отражением всего мусульманского мира или всех евреев, указывает бизнесмен.
Новой "Хрустальной ночи" в XXI веке нельзя было допускать ни в одной точке мира, но то, что именно Северный Кавказ стал эпицентром столь оголтелой ксенофобии, вызывает у меня особую печаль. Я сам рос в Грозном, где были целые еврейские кварталы. Мы, представители самых разных народов, росли вместе и никогда не оценивали друг друга по национальному или религиозному признаку. Симпатии и антипатии рождались к людям, но не к нации или вероисповеданию,
— делится своим опытом жизни в многонациональном мире Гуцериев.
Как вспоминает Гуцериев, до 90-х в Чечне отличия в традициях, языке или внешности не могли поколебать дружбу народов. По словам бизнесмена, азам предпринимательства его научили Арон Длин, Альберт Кальманович, Борис Гершензон, которые обладали уникальной деловой жилкой при неизменной добропорядочности. Предприниматель также с теплом в душе вспоминает Леонида Сафира и Феликса Длина, общение с которыми серьезно расширило его кругозор.
Жители ингушских городов наряду с восстановлением властями мусульманских захоронений одобрительно воспринимают и облагораживание православных кладбищ, подчеркивает Гуцериев. Такое отношение, по словам предпринимателя, объяснить довольно просто, ведь уважение к памяти предков объединяют народы во всех уголках Земли.
Неужели таких объединяющих ценностей — любви к ближнему, добросердечности, щедрости, гостеприимства — и правда в душах представителей разных народов меньше, чем отличий? Я отказываюсь в это верить. Веками евреи жили на Кавказе рука об руку с дагестанцами, кабардинцами, осетинами, грузинами, чеченцами, аварцами, азербайджанцами, ингушами и другими народами. Недаром многие европейские евреи считают горских евреев скорее кавказцами, ведь их культура близка культуре других кавказских народов: они так же танцуют лезгинку, у них те же традиции в одежде и национальной кухне, то же знаменитое кавказское гостеприимство, то же подчинение адатам, то есть законам, основанным на обычаях. Горские евреи практиковали куначество и признавали кровную месть, они были полностью включены в контекст сложных межродовых и межличностных отношений, являющихся визитной карточкой Кавказа, именно поэтому землячество для них так свято. Так же, как они почитают свои святыни, они почитают и свою Родину – Кавказ,
— констатирует предприниматель.
Многочисленные народы Кавказа, несмотря на отличие в традициях, испокон веков жили дружно и без распрей, отмечает Гуцериев.
Пошатнуть теплые отношения между кавказскими народами не смогла даже жесткая национальная политика советской власти, подчеркивает бизнесмен.
Кавказским народам, в том числе горским евреям, грозила ассимиляция, но они стойко сопротивлялись этому процессу, поддерживая друг друга. Когда в 1944 году было сталинское выселение вайнахов, евреи, наряду с грузинами, не заселились в наши дома, веря в возвращение ингушей домой. Пройдя сложный и драматичный исторический путь, Кавказ оставался особой зоной толерантности и мира. Кстати, Дербент, где в мире и согласии, дружной семьёй живут люди разных национальностей и вероисповеданий, был признан ЮНЕСКО самым толерантным городом мира,
— напоминает Гуцериев.
В годы Великой Отечественной войны горцы Кавказа плечом к плечу встали на защиту Родины с другими народами Советского Союза. Память подвигов горских евреев в боях за Отечество увековечили в 2017 году в мемориальной синагоге на Поклонной горе в Москве, где установлен бюст Героя Советского Союза Исая Иллазарова, пишет Гуцериев. Подвиг Гастелло на танке осенью 41-го повторил горский еврей Алексей Мардахаев, когда все силы были брошены на то, чтобы не дать фашистам пройти к Москве, а Вера Ханукаева, которая в числе первых среди девушек Дагестана освоила парашютное дело в середине 30-х годов, помогала освобождать Украину, Молдавию, Румынию и Венгрию, вспоминает героев Священной войны Гуцериев.
Борис Рахамимов, сбежав из детдома г. Баку, стал сыном полка 4-го батальона 62-й (8-й гвардейской армии). Со своей частью Б. Рахамимов дошёл до Берлина. Там 10 мая ему исполнилось 15 лет. На фронтах Великой Отечественной войны сражались деятели культуры: драматург Юно Семёнов, писатели Михаил Бахшиев и Хизгил Авшалумов, поэты Борис Гаврилов, Манувах Дадашев, Даниил Атнилов и многие другие. Все они – горские евреи. Этот народ всегда был неотъемлемой частью Кавказа, его верными сынами и доблестью,
— подчеркивает Гуцериев.
Вероятно, погромщики из Махачкалы гордятся танцевальным искусством своих предков, при том, что они ничего не сделали для развития культуры собственного народа, констатирует Гуцериев. Вряд ли кто-то из злоумышленников при сложном переломе отказался бы лечиться по методу Гавриила Илизарова только из-за его принадлежности к горским евреям, считает Гуцериев. Преступники живут по двойным стандартам, забывая о собственных принципах, когда им самим нужна помощь.
Это, видимо, какое-то особое проявление патриотизма и сочувствия к страдающим мусульманам: перепугать сотрудников аэропорта, дагестанских матерей с детьми, вернувшихся с лечения, пассажиров, приехавших в Дагестан туристами? Нет, это самое настоящее варварство! И беспрецедентное невежество. Только тупую, малообразованную толпу можно так легко спровоцировать на действия, приносящие вред стране, в которой они живут. Я даже не затрагиваю экономико-социальные последствия событий 29 октября. Приходило ли в голову погромщикам, слепо поверившим непонятным призывам из социальных сетей, посчитать во сколько обойдется Дагестану их погром? Кто заплатит за восстановление городского аэропорта?
— задается вопросом бизнесмен.
Инвестиции в туристическую отрасль Дагестана за последние годы привлекло в регион множество гостей из разных уголков России, желающих познакомиться с самобытностью здешних народов, отмечает Гуцериев. Такой поток туристов, безусловно, положительно сказывается на экономике республики.
Но ведь все это было перечеркнуто одним вот таким погромом. Дагестан теперь еще долго будет ассоциироваться не с прекрасными традициями, многовековой культурой, великолепной природой и удивительными душевными, гостеприимными людьми, а с толпой диких варваров, представляющей настоящую опасность для окружающих. Хочется спросить этих "гордых потомков Хаджи-Мурата": а если бы вы захватили самолёт? Если бы обнаружили у кого-то еврейский паспорт? Что бы было? Убили бы их? Четвертовали? Отрезали головы? Есть ли та черта, перед которой вы еще смогли бы остановиться? Есть ли еще то, от чего вы содрогнулись бы с ужасом и отпрянули в страхе назад? Только созидание идет людям во благо. Разрушителей и мелких провокаторов история сотрет из памяти народа,
— взывает к благоразумию Гуцериев.
Вещи нужно называть своими именами, убежден предприниматель, поэтому у него в голове не укладывается мягкость муфтия Дагестана Ахмада Афанди в обращении к народу республики.
Когда "погибают братья и сестры", категорически недопустимо сеять рознь внутри общества. О каком приостановлении "прилёта самолётов из Израиля на дагестанскую землю" идет речь? Самыми страшными "последствиями" чревато попустительство! Россия, в отличие от Израиля и Палестины, страна многонациональная. У России нет будущего без межнационального и межконфессионального согласия. Без этих постулатов России не выжить,
— подчеркивает Гуцериев.
Писатель вспоминает жизненный путь первого имама Дагестана и Чечни Мухаммада Гази. По мнению Гуцериева, наследие Гази стало важным инструментом в деле воспитанию новых поколений, ведь оно объединяет разные народы и призывает к защите собственных традиций и культуры. При этом последователи Гази были ярыми противниками экстремизма, вражды между конфессиями, любым формам насилия и убийствам мирных людей. За свои миротворческие принципы в свое время от рук бандитов пали Имамы Магомед Махдиев и Магомедкамиль Гамзатов, которые не пожелали поступиться своей позицией, напоминает писатель.
Заигрывать с преступниками – плохая идея. Я надеюсь, что Шейх Ахмад Афанди задумается об этом,
— заключил Гуцериев.
Участники массовых беспорядков в аэропорту Махачкалы, превратившие "свою бесценную свободу в произвол", должны предстать перед судом, получить реальные сроки и отбыть заслуженное наказание, отмечает предприниматель. "Гнойник антисемитизма", по мнению Гуцериева, ни при каких обстоятельствах нельзя скрывать и маскировать демагогией, его надо "вскрывать". Антисемитизм так же страшен, как и все прочие нетерпимости, и его нужно раз и навсегда искоренить в сердцах всех людей, подытожил предприниматель.
Фото: unsplash